USD 92.59 ЕВРО 100.27

Светлана Тимотина: «В 2014-2015 годах спрос на российский хостинг вырос по причине ослабления рубля.»

Мнения

На наши вопросы отвечает Светлана Тимотина, заместитель генерального директора по организационному развитию ООО «МАСТЕРХОСТ».
Светлана Тимонина— У Вашей компании огромный опыт работы на рынке хостинг-провайдеров. Как развивался этот рынок в России? Когда наблюдался наивысший рост и замедления?
Активные исследования рынка хостинг-провайдеров в России начались примерно в середине нулевых. Компания .masterhost начала свою деятельность гораздо раньше, на рубеже 1990-2000 годов. За время нашей 15-летней работы мы наблюдали разные периоды развития рынка хостинга и регистрации доменных имен – были моменты роста и замедления развития. Так, во время прошлого экономического кризиса 2008 – 2010 годов, мы видели снижение темпов роста.

Период, который мы переживаем сейчас, нельзя назвать простым и оптимистичным в силу экономических трудностей, с которыми сталкиваются наши клиенты. Тем не менее, российский рынок хостинга по итогам 2014 года вырос на 8% и достиг уровня в 5 млрд рублей, согласно оценке Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК).

В 2014-2015 годах спрос на российский хостинг вырос по причине ослабления рубля. До падения курса рубля цены на европейский хостинг были ниже, чем в России, из-за иной структуры договоров лизинга и более низких налогов (импорт серверов, НДС и налога на прибыль). В среднем цена была ниже российской на 35–40%. В сентябре 2014 года в российских дата-центрах размещалось только около 60% отечественных ресурсов. В результате падения курса рубля по отношению к ведущим валютам (доллару и евро) российский хостинг стал дешевле, и около 20% российских ресурсов, которые располагались на зарубежных площадках, перешло на российский хостинг, уменьшив долю зарубежного размещения с 40 до 32%. Миграция клиентов с заграничного хостинга на российский в 2015 году должна увеличить рублевый оборот российского рынка хостинга на 10%.

Помимо валютных рисков, важной причиной роста популярности отечественного хостинга стало стремление государства к увеличению суверенитета российских IT-технологий, что подразумевает переход на российские серверы ресурсов крупных государственных организаций и сегментов бизнеса, которые прислушиваются к мнению власти.

— Где расположен ЦОД Вашей компании?
Основной Центр обработки данных компании .masterhost находится в Москве. Большая, технологически сложная структура спроектирована в соответствие со стандартами TIER III+, которые подразумевают высокое качество обслуживания инженерных систем: электроснабжения, холодоснабжения, безопасности.

Также у нашей компании есть дата-центр на территории Нидерландов. С его помощью мы обслуживаем клиентов, для которых принципиально размещение своих ресурсов на территории Европы.

— Какие тенденции на рынке присутствуют сегодня?
Отечественный рынок хостинга постепенно уходит от конкуренции исключительно по принципу соревнования технологий – ключевые игроки работают на схожем импортном оборудовании. Но при этом качество оборудования и технические характеристики услуг у разных компаний могут отличаться. Сейчас лидерами становятся и остаются компании, которые предоставляют клиентам наиболее качественную и комплексную услугу. Так, например, .masterhost одним из первых отменил лимиты на классический  виртуальный и VPS хостинг – мы предложили своим клиентам широкую линейку безлимитных тарифов, которые включают в себя трафик, почту, дисковое пространство, MySQL, FTP и другие опции без ограничений. Кроме того, .masterhost бесплатно предоставляет своим клиентам домены, SSL-сертификаты и другие возможности.  

Мы можем отметить, что постепенно отечественный рынок хостинга приходит к стандартным правилам электронной коммерции – компании расширяют линейку услуг и предложений для клиентов, предлагают пакетные решения, программы лояльности.

Другим существенным трендом является изменение целевой аудитории в веб-хостинге: акцент смещается с пользователей самого широкого профиля на специализированных клиентов. Бизнес осознает важность присутствия в Сети. Итог – рост заказов, исходящих от веб-профессионалов – веб-дизайнеров, веб-разработчиков или digital-агентств. Таким образом, наиболее перспективным направлением деятельности хостинг-провайдеров можно назвать создание коммерческих предложений, ориентированных на специфические сегменты аудитории, разработку максимально приближенных к их бизнес задачам и техническим запросам.

— Сейчас часто сайты, размещенные на хостинге, становятся жертвами DDOS-атак. Причем страдает много непричастных к цели атаки сайтов. Т.е. те, которые находятся с мишенью на одном сервере. Как с этой угрозой справляется Ваша компания?
.masterhost защищает ресурсы своих клиентов от различных типов DDOS-атак в автоматическом режиме. Чаще всего клиенты хостинг-провайдеров страдают от резкого возрастания нагрузки на сервер в результате DDOS-атаки на один из ресурсов, расположенных на нем. Однако наша трехуровневая система защиты, расположенная перед хостинговым back-end’ом, позволяет защитить от паразитной нагрузки конечный хостинговый сервер, а как следствие, и «соседей» атакуемого клиента. Если судить о масштабах, то наши клиенты могут пострадать только от крайне мощной, тщательно подготовленной и профинансированной атаки, которые даже сейчас встречаются крайне редко.

— Еще одна угроза для сайтов – фишинг. Хакеры взламывают сайт и на нем размещают копии банковских или магазинных страниц. Ваша компания обнаруживает и блокирует такие страницы? Есть защита для CMS-систем, на которых работают установленные у Вас сайты?
Разумеется, .masterhost обнаруживает и блокирует такие страницы, причем и этот механизм доведен до автоматизма. Все файлы, загружаемые на сайты наших клиентов, подвергаются обязательному антивирусному сканированию. При обнаружении паразитной активности на сайте клиента, ресурс переносится на карантинный сервер, откуда не может продолжать вредоносные действия. Также на нашем хостинге внедрена система автоматического оповещения наших клиентов о подозрительном росте нагрузки на сервер их веб-сайтами. Мы анализируем примерный уровень потребления сайтами ресурсов занимаемого сервера. Это позволяет владельцам площадок оперативно узнать о качественных изменениях работы их ресурсов и либо оптимизировать их производительность, либо выявить злонамеренную активность атакующих.
Что касается некоторых CMS-систем, мы в автоматическом режиме предоставляем защиту от перебора паролей доступа к панели их администрирования.

— Что Вы посоветуете частным владельцам сайтов и малому бизнесу в вопросе выбора CMS и хостинга?
Необходимо регулярно обновлять любую CMS-систему, которой пользуются владельцы сайтов, потому что чаще всего причиной взлома ресурса является именно устаревшее программное обеспечение.

При выборе хостинга, как и при выборе любой другой услуги, важно предварительно ознакомиться с информацией о компании, в пользу которой владелец сайта планирует сделать выбор: как давно она присутствует на рынке, какие известные бренды являются ее клиентами. Очень важно обратить внимание на условия обслуживания – ведь клиенту придется иметь дело с выбранным хостинг-провайдером в течение длительного времени. Проверьте, предоставляет ли компания круглосуточную техническую поддержку, насколько просто получить консультацию ее специалистов, какой пакет документов предоставляется, какие обязательства перед клиентами несет компания в случае возможных технических сбоев.

Говоря о выборе тарифа хостинга, стоит отметить, что важно иметь в штате своей компании специалиста, который обладает нужными компетенциями для выбора тарифного плана, подходящего именно Вашему бизнесу. Если же такого специалиста нет или речь идет о личном, а не бизнес-ресурсе, то следует самостоятельно вникнуть в вопрос. Не нужно экономить на хостинге – эта услуга относительно недорого стоит, но принципиально влияет на качество работы интернет-ресурса. Важно выбрать тариф, по техническим характеристикам максимально соответствующий целям и задачам сайта. Если выбрать более дешевый тариф, который не покрывает потребностей клиента, то можете столкнуться с различными проблемами в работе сайта. 

Если самостоятельно выбрать тариф сложно, следует обратиться к хостинг-провайдеру и задать интересующие вопросы техническим специалистам компании. В частности, менеджеры .masterhost всегда помогут клиенту, не обладающему необходимыми техническими знаниями, выбрать наиболее подходящий для его интернет-ресурса тариф хостинга, принимая в расчет его бизнес-задачи, финансовые возможности и пожелания дальнейшего развития сайта. Также в отличие от многих других компаний, работающих на рынке, .masterhost предоставляет полный пакет бухгалтерских документов и работает в соответствии со всеми требованиями российского законодательства.